Дэвид Сэффир: Управление экспозицией, освещением и цветом

   Это первая в серии статей на тему активного управления ключевыми элементами, необходимыми для получения высококачественных цифровых изображений. В этой части я рассмотрю использование SpyderCube для управления динамическим диапазоном и экспозицией.

Вернемся к зонной системе

   Самое простое, что можно вынести из часто понимаемой неправильно зонной системы, это то, что изображение должно быть экспонировано так, чтобы весь или почти весь его динамический диапазон от черного к белому был использован без непреднамеренного клиппинга светов или теней. Если изображение не содержит полный динамический диапазон сцены, это может произойти только в результате сознательного выбора фотографа.

   В цифровой фотографии наиболее часто рекомендуемыми настройками камеры являются те, которые по максимуму сохраняют детали в самых светлых частях изображения. Всё остальное предполагается исправить в пост-обработке.

Ошибки, влияющие на качество снимков

   Это правда - фотографии чаще всего "убивает" переэкспонирование светлых тонов. Чаще них снимки портят только нечеткость изображения и неправильный фокус. Пожалуйста, не думайте эти последние два пункта не имеют отношения к этой статье: неправильные настройки камеры могут привести к сдёргиванию кадра или шевелёнке, а также к нежелательным увеличениям или сокращениям фокусного расстояния.

   Другие ошибки, которые трудно или даже невозможно исправить в пост-обработке, включают в себя шум от чрезмерно высокой чувствительности (ISO) и шум в тенях от слишком короткой экспозиции или слишком маленькой диафрагмы.


Наши возможности в управлении экспозицией

   Встроенный экспонометр камеры слишком часто "промахивается" мимо оптимальных настроек экспозиции, или задает необходимый диапазон экспозиции ценой каких либо других неблагоприятных факторов, таких, как слишком высокая чувствительность, или укороченный диапазон фокусных расстояний. Нам нужен другой метод для определения настроек, который бы последовательно улучшал наши результаты.
   Некоторые из вас, возможно, знакомы с продуктом Datacolor, называемым SpyderCube. Если это так, то Вы, скорее всего, читали или смотрели обучающие видеоролики об использовании его для оптимизации настроек в пост-обработке, желательно в RAW-конвертере.
Однако, это не единственный способ, использования SpyderCube: это также эффективный инструмент для определения оптимальных параметров камеры - чтобы "получить правильный результат прямо в камере".

Встроенный баланс белого камеры

•    Настройте баланс белого камеры
•    Определите настройки для светов: зон 8, 9, и 10, теней: зон 1, 2 и 3, а среднего диапазона: зоны 5 и 6.
•    Остальные настройки делайте при пост-обработке RAW файлов

   Вы можете использовать SpyderCube для настройки баланса белого в камере. Это просто: установите SpyderCube в кадре, под текущим освещением. Активируйте функцию пользовательской настройки баланса белого камеры, проследите, чтобы куб "заполнил" собой кадр настолько, насколько это возможно практически, и установите баланс белого.

   Такая установка баланса белого позволит Вам получить максимум пользы от ЖК дисплея камеры, который на самом деле показывает Вам полуфабрикаты JPEG, а не фактические RAW файлы. Цвета на дисплее будут больше соответствовать реальности, и инструмент камеры, показывающий клиппинг белого, будет более точным.

Оценка экспозиции с помощью SpyderCube

   Далее мы постараемся найти "верх" экспозиции.

   Начните в режиме приоритета диафрагмы, используйте или точечный, или центрально-взвешенный замер, и сделайте пробный снимок так, чтобы обе стороны бело-серых гранй SpyderCube были видны одинаково. Изучите результат на экране предварительного просмотра - пока Вы это делайте, изучите и гистограмму, а также внимательно посмотрите на внешний вид хромированного шарика и белых граней.

   Следует ожидать увидеть выбитые верха на бликах хромированного шарика; это отражения от источника света, они должны быть в зоне 10. Вы же не хотите увидеть выбитые верха на белых гранях - это будет означать, что Вы теряете зоны 9 и 8. Пострадают детали в светлых областях изображения - и, скорее всего, спасти их при пост-обработке уже не удастся.


   Вы можете использовать черную грань SpyderCube, и его черную ловушку, для настройки экспозиции в тенях, и контроля зоны от 1 до 3. Вам нужна экспозиция, которая позволит четко различить ловушку на фоне черной грани куба. Это поможет Вам не только защитить детали в тенях, но также снизить уровень шумов при пост-обработке.

   Сделайте все эти настройки, запомните установки экспозиции и переключитесь в ручной режим. Теперь Вы сможете рассчитать настройки диафрагмы и выдержки для управления глубиной резкости и "шевелёнкой".
   Теперь Вы сможете управлять экспозицией лучше. Теперь у Вас есть возможность уменьшить ISO, так как Вы управляете всеми другими настройками сознательно, а не наугад, и теперь Вам не нужен большой запас на защиту от ошибки. Кроме того, теперь у Вас есть больше свободы в выборе сочетания диафрагмы и выдержки, опять же за счет снижения запаса на защиту от ошибки.

   Последнее, на что стоит обратить внимание - уровень серых граней SpyderCube. Это лучше всего анализировать в режиме "съемка на привязи" или при пост-обработке, но быстрая оценка того, действительно ли они серые, а не светлее или темнее, чем надо, может дать дополнительную информацию об уровне всего  изображения, а также позволит проверить, получается ли изображение в высоком или низком ключе.